Доклад художественная вышивка


Реферат на тему:

История вышивки. Вышивка в жизни человека.

1. История вышивки

Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Пожалуй, никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так учитывая недолговечность ткани и нитей наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы в V в. н.э., а образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX в.).

Данные археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого позволяют утверждать, что начало искусства вышивания на территории, которую занимает современная Украина, глубокой древности и развитие его не прерывалась никогда - начиная с незапамятных времен и до наших дней. Элементы символики современных орнаментов украинской народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду давние обитатели территории нашей страны - трипольские племена (время позднего неолита и начала периода бронзы).

Вышивкой была украшена одежда у скифов - жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот.

Известно много археологических доказательств относительно давности и распространенности народных обычаев вышивать одежду. В с Мартыновка Черкасской области был найден клад, датируемый VI в. н.э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные бляшки с фигурками, мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, - еще недавно так одевались украинские крестьяне. Бляшки, подобные найденным в с Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Ученые считают, что их занесли туда славяне из среднего Приднепровья. На фессальських бляшках изображен воин так выразительно, что видно вышитую вставку на рубашке.

Арабский путешественник Ибн-Фадлак (X в. н. э) в своей сказания о русов отмечает, что они имели вышитую одежду.

Во времена Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Сестра Владимира Мономаха Анна - Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

Археологические раскопки, подтверждали значительное распространение вышивания в древнем Киеве на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в рубашках с широкими вышитыми манишками.

В Ипатьевской летописи от 1252 говорится, что князь Даниил Галицкий в ходе встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими плетением.

Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный, оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливым трудом произвели разнообразные устелены техники вышивания, образцы древнекиевского вышивания на коже и ткани дошли до нас с X-XI вв. С первоначального занятия вышивка впоследствии превратилась в ремесло, которое нужно было хорошо знать. Известно, что такую школу очевидно, первую на украинской земле, в XI в. организовала сестра Мономаха Анна. В ней учили мастериц, которые вышивали церковную утварь, княжеский одежда и т.п.. В XVI-XVII вв. успешно действовали промыслы вышивания в Киеве, Чернигове, Корце и других городах. Во Львове вышивальный цех создан в 1658 г. Многочисленные такие мастера были в XVIII в. при монастырях, помещичьих усадьбах. Здесь вышивали одежду, скатерти, полотенца, наволочки и др.. Эти изделия в основном предназначались для продажи. Постепенно формируются значительные вышивальные центры, например, в селах Григорьевне на Киевщине, Качаневци - на Черниговщине, Клембивци - на Подолье, и т.д. Такими центрами в Карпатах становятся Вижница, Косов, Космач и тому подобное. Во второй половине XIX в. вновь возник интерес к народному, национальному вышиванию и не только компонентов одежды, домашнего обихода, но и атрибутов, символики. И именно в этот период оказался своеобразным пробным камнем под давлением искусственных псевдонародных образцов, не присущие ей назначения. Ручное вышивание, как основа существования такого вида народного художественного промысла не могло быть конкурентоспособным с промышленностью. Попытка разных обществ, организаций, учреждений (например "Просвиты" земств, разных школ, курсов при них) по сохранению, и дальнейшего развития этого вида народного художественного творчества могли дать желаемых результатов в конкурсной борьбе с промышленным производством.

Однако вышивка не исчезла из жизни народа, как и не погасла его душа, эстетичные вкусы. Основное назначение вышивки - украшать одежду, инетрьено обрядовые ткани - обусловило ее выживание и дальнейшее развитие. Она стала почти исключительно домашним занятием, и хотя существовали вышивальные фабрики, например им. Леси Украинский в Киеве, и дешевое фабричное полотно все больше заменяло ткани домашнего производства, вививка традиционно держится на индивидуального творчества, очень медленно переходила она на перкали, шелк и другие ткани промилсовгов производства. И наоборот, фабричные разноцветные нити, - нитки, воличка, гарус и т.д. в народных вышивальщиц имели растущий спрос.

Конец XIX - начало XX в. - Это период, когда вышивка приобрела массовое применение на женской и мужской одежде вышивания, образный, орнаментальный строй, приобретают четко отмеченные черты. Например, вышивка из растительного орнамента красного, синего, зеленого, желтого цветов Яворов шины на Львовщине и монохромный (черный), часто геометризируемый, орнамент. Сокальщины в этой же области. Богатая различия местного характера гуцульская вышивка, например, оранжево-желтая космацка с сугубо геометрическим орнаментом отличается от Надднепрянщины с развитым растительным, и.т.д. Украинская вышивка знает также зооморфные, антропоморфные и орнитоморфни мотивы (изображение зверей, людей, птиц. Неповторимостью композиций, орнамента, колорита характеризуется вышивки Полесья, Бойкивщиин, Подолье, Полтавщины. Часто они являются своеобразным "паспортом" для вышитых вещей (например, рубашек), Уже в конце XIX в начале XX в. вышивальщицам на Украине были известны более 1200 художественная художественно-технических приемов вышивания, хоть веками существовало два основных метода нанесения вышивальными нитями стежков на ткань - двусторонний и односторонний. На всей территории Украины широко было известно мережання, однако отдельные регионы имели свои особенности.

Композиционное решение украинской вышивки отмечается безграничной фантазией, колоритом. И все же преобладает ленточная, букетное и вазонна композиции. Богатый колорит, сложные геометрические узоры, которые густо заполняют фон ткани, свойственные вышивке Галичины, Буковины, Закарпатья. Растительный орнамент красного, черного и синего цветов в сочетании с изображением животных характерен для Полтавщины, Киевщины, Черниговщины. Среди самых известных мастеров Г. Герасимович, Л. Березовская, О.Василенко, Г.Гринь, Л. Вансальська, Г. Кольченко, а также В.Сидоренко, а Корзун (Зхапркив) Н.Гречанивська, Л. Овощи (Киевщина), А. Пасхальный, А. Закорна (область), М. Коржук, Е. Ковтун (Винниччина), Д. Петневич, С.Селянкина (Ивано-Франковская область), Л. Фролова, Г.Бигук (Львовщина), А. Шувайло, 3. Кресанова (Черкасская область), И. Ремизова, В. Тташмик (Черниговщина) и др..

Вышивка - это не только мастерское творение золотых рук народных умельцев, но и сокровищница верований, обычаев, обрядов, духовных устремлений, интеллекта украинского народа. Многочисленные орнаментальные изображения животных, птиц, растений, деревьев, цветов, утверждают, что наши предки обожествляли их, опоетизовавулы природу не только в фольклоре, но и декоративном искусстве. Например, полотенца с вышитыми изображениями голубей, петухов, лошадей, крестиков и т.д. было своеобразными оберегами, защищавшими человека от "злых" сил. Большое значение имела и цветовая символика), красный - любовь, жажда, свет, борьба, сорных - печаль, несчастье, горе, смерть, зеленый - весна, буйство, обновление жизни и т.п.). Солярные знаки, схематические фигуры Солнца, Берегини, Древа жизни, вышитые на ткани, является еще одним свидетельством глубокого почета наших предков к Солнцу, Матери, как мощных, святых, животворных первооснов всего сущего. Кроме того, вышивание как национальная традиция способствовало формированию у девушек и женщин терпения, ощущения красоты. Девушка должна была вышивать милому рубашку, платок, свадебные рушники. Вышитый своими руками одежда была одним из главных показателей трудолюбия девушки, устойчивости традиций пришли через века до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил типичные, наиболее целесообразные, обозначенные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

На рубеже XVI-XVII вв. начинается могучая волна возрождения украинской культуры, развития различных видов искусства, в том числе и вышивания, Арабский путешественник, который в 1656 проезжал через Украину по дороге в Москву и обратно, описывая быт украинского, отмечал, что у дочерей украинских мещан и киевских вельмож головные уборы расшитые золотой нитью.

В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду. А вышивка была самым распространенным способом украсить ткань.

2. Вышивка в жизни человека

Исследование вышивки раскрывает важные аспекты выражения в ней живописной, графической и орнаментальной культуры народа.

Вышивка хранила в своей иконографии древние архаические мотивы. Она почти ничего не теряла из своих достижений, опыт причастен к отражению сложным языком вышивального искусства народного мировоззрения.

Закономерные процессы художественно-эстетического мышления народа формировались веками и совершенствовались по мере продвижения на пути общественного прогресса. Ввсеобщей художественно-эстетической картине человеческого бытия вышивка занимает видное место как наиболее массовый и разнофункциональных вид искусства.

Историей определена особая роль вышивки в духовном жизни человека, созданные эстетической среды в работе, отдыхе, веселье. Вышитые одежду, полотенца, скатерти, занавеси и т.д., которые организуют интерьер жилых и ритуальных сооружений, сопровождают праздники, обряды, несут в себе не только материально-практическую, но и духовно-эстетическую функции. С древних времен и до сегодня вышивка выступает как эстетическое духовное самовыражение народа, его нравственного этикета, как утверждение красоты земной жизни.

Начинается каждая вышивка по подготовке материала - выбора тканей, нитей, иглы и др.. Легкие движения их размещений, сочетаний, приводит к образованию сложных, заранее задуманных "сердцу милых" узоров. При этом всегда присутствуют тактичный неспешность, мера сопоставления, органическая связь между материалом ткани и вышивальных ниток. В результате рождается вышивка как новая реальность - на свадебном рушнике, рубашке для милого, детской одежде. Лучшие узоры, такие, яки бы ни у кого не было, создавались и вышивались для дорогих людей, для особых праздничных событий. Народной сознанием опоэтизированная творческие женский труд, связанная с образами добра, защиты, надежды. Высокоморальные эстетические основы всенародного вышивального искусства.

Анализ, изучение вышивки в социологическом аспекте связанные с основным автором - женщиной. Она по-другому творила в каждую эпоху, в зависимости от социально-исторических факторов, воплощая в вышивке глубину философской мудрости жизни, умение вносить в него красоту, доброту нежность. Одни и те же женские руки легко и ловко делали ткани, шили одежду, вышивали его украшали дом, готовили пищу, выпекали с шишками хлеб, каравай, калачи, кныши т.п.. И всегда во всем непоколебимая верность народным традициям и чуткость ко всему новому, прогрессивному. Никогда не прерывалась связь художественных традиций, как и постоянные процессы взяемозвьязкив и взаимовлияний с другими видами народного творчества и искусства.

Вышивка показательный вид искусства, который имеет широкие аналогии в культуре других народов.

Вышивка - искусство всенародное и интернациональное по своей сути. В ней через века пронесенное и сохранена коллективная народная мудрость, образная память, эстетические идеалы красоты.

Покутья - Снятинский, Городенковский, Коломыйский и часть Тлумацкого района Ивано-Франковской области - выделяется в отдельный, четко определен своими художественно-образными признаками этнографический регион. Однако он имеет аналогии с Подольем и Буковиной. Наиболее характерными рубашками здесь "чорненкы", которые носили замужние женщины, и "червоненкы", что надевали девушки. Они в основном орнаментированные геометрическими мотивами, а размещали косыми, ломаными виртуальными полосами или располагали в шахматном порядке, сплошь покрывая все поло рукава. Ниже "плечико" и "морщины" шли горизонтальные полосы орнамента в три-четыре ряда.

Варианты красного цвета в разных селах Покуття имели свои отличия. В стеке они имели оранжевый оттенок в ВОРОНИВЦЫ и Ракивця (Городенковский район) - темно-вишневый. Любимый узор - композиция четырехугольников, вся плоскость которых зашивалася нитями в разном направлении. В селе Видинови "чорненкы" вышивали мелкими черными купочкамы, разбросанными в шахматном порядке по всему полю рукава, создавало, высокий рельеф узора. К тому же на Углу мужские портяници и женские рубашки "рисшы", то есть собирали в мелкие складочки. Это также создавало дополнительный художественный эффект глубины поверхности полотна рубашки.

Особенностью народной вышивки Покуття наличие в селах Русов, Микулинцах, Залучье, Видинови Снянинського района вышивок белым по белому. Это преимущественно узоры геометрического орнамента - восьмилучевая розетка, ломаная линия, ромбы, выполненные вырезание, покалыванием. Мужские и женские рубашки имели подоле и рукавах широкие полосы сетках "цирок". Белая нить, благодаря применению разнообразных сквозных техник исполнения, создавала светло-теневую декабря цвета - от блестяще-белого до темно-серого. Соединительные швы змережувалы "зигзагами" вишневого цвета, и это прекрасно сочеталось с вышивкой белым по белому. Соединительные швы превращались в широкие орнаментальные полосы, которые, помимо утилитарной функции, несли и художественно-декоративную нагрузку. Особенностью праздничной вышивки является наличие в орнаментах наряду с растительными мотивами изображений птиц, вазонных цветов с двумя птицами, птиц в виде грифонов. Подобные образцы распространены в селах Белелуи, Видинови, Джуру. Наряду с вышивкой белым по белому в Снятинском и Тлумацкому районах, встречаем геометрические узоры женских рубашек, выполняется сплошь черным цветом, которые носили исключительно пожилые женщины.



Закрыть ... [X]

Реферат История вышивки. Вышивка в жизни человека - t Повседневный макияж с пошаговыми фото


Доклад художественная вышивка Художественная гладь. - Невская мозаика
Доклад художественная вышивка Вышивание Википедия
Доклад художественная вышивка История вышивки
Доклад художественная вышивка Все виды рукоделия: Вышивка - Ярмарка Мастеров - ручная
Доклад художественная вышивка Вышивка как вид декоративно прикладного творчества
Доклад художественная вышивка Краткая история вышивки - Клинцы
Доклад художественная вышивка Базовый набор для вышивания крестиком: инструменты