Закрыть ... [X]

Летняя фуражка выкройка


Аннотация. В статье рассказывается об образцах военных фуражек, их изменениях, введении козырька как обязательного элемента этого головного убора.

Summary. The article describes the types of military peak caps, their changes, introduction of visor as a mandatory element of the headdress.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

 

ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: pe4av@mail. ru)

 

ФУРАЖКА ВОЕННОГО ОБРАЗЦА

 

Несмотря на очевидную пользу козырька, прикрывающего глаза человека от солнечного света, солдатская фуражка с круглой тульей, введённая в России царским указом от 23 сентября 1811 года, почти сто лет изготавливалась без этой детали. По сохранившимся иконографическим источникам даже офицеры носили фуражки как с козырьками, так и без них1. Фуражки с козырьками для нижних чинов, судя по всему, сначала появились у самокатчиков (велосипедистов), которым они были определены в июле 1892 года в качестве добавочного обмундирования. Полутора годами позже такую же фуражку ввели для ратников конных сотен государственного ополчения, в январе 1897 года нижние чины армейских драгунских полков также получили фуражку с козырьком. Но процесс не затрагивал основной массы армии — её пеших частей2. Лишь в 1907 году с введением в Русской армии походного обмундирования защитного цвета головным убором была определена фуражка с козырьком. Её подробное описание и рисунок установил приказ по военному ведомству № 632 от 15 декабря 1907 года.

Предполагалось, что данный головной убор будет использоваться летом, поэтому фуражки шились из льняной или хлопчатобумажной ткани. Но иметь отдельную летнюю фуражку, видимо, оказалось накладно, и к 1910 году походные фуражки стали изготавливать из сукна защитного цвета, которые теперь полагалось носить и на всех манёврах, и на зимних полевых занятиях, и в лагерном расположении.

Тулья такой фуражки имела высоту 5 см, диаметр круглого дна, в зависимости от размера головы человека, допускался трёх размеров: 26,7, 25,5 и 24,4 см. Шов на околыше шириной 4,4 см располагался спереди и прикрывался кокардой. Изнутри фуражка подбивалась хлопчатобумажной рубашечной тканью на дне и под тульей. Околыш усиливался картоном и подшивался кожаным подтулейником. По окружности дна внутрь вкладывался стальной обруч, прикреплявшийся на равных расстояниях в четырёх точках. Для сохранения формы фуражки поверх подкладки тульи вертикально накладывалась стальная пластинка, одним концом упиравшаяся в дно, а другим опускавшаяся на 0,5 см ниже верхнего края околыша. Эта пластинка прикрывалась пришивавшейся к подкладке тканью шириной 9 см.

Козырёк к фуражке изготавливался из толстой кожи, окрашенной с лицевой стороны в защитный цвет. По прямой линии с угла на угол длина готового козырька определялась в 21,1—21,7 см, ширина — от 5,4 до 5,5 см. На расстоянии 0,8 см от верхнего края и 0,3 см от нижнего края козырька по периметру лицевой стороны шёл тиснёный ободок шириной 0,6 см. После лакировки края готового козырька обрезали и закрашивали. Подбородные ремешки на походных фуражках образца 1907 года имели защитный цвет, изготавливались из кожи и полагались офицерам всех родов войск, а нижним чинам — только в кавалерии и конной артиллерии.

После 1909 года походная фуражка стала одинаковой для всех военнослужащих, единственным отличием офицерской были металлические пуговицы цвета мундирных, к которым пристёгивался подбородный ремешок.

30 марта 1914 года приказом по военному ведомству № 211 был введён новый образец походной фуражки. Теперь она изготавливалась на шесть ростов, а тулья стала шиться из четырёх долей различной высоты: две передние доли имели одинаковую высоту по всей длине (5,8 см), а две задние постепенно сужались от 5,8 до 4,7 см. Дно стало иметь овальную форму (длина по большой оси для 1-го роста — 27,5 см, для 6-го роста — 28,6 см, длина по малой оси, соответственно, 26,4 и 27,5 см). Спереди тулья по всей ширине подкладывалась сложенной вдвое крашениной до боковых швов. С началом Первой мировой войны циркуляром Главного интендантского управления № 31 было разрешено использовать холщовые подтулейники вместо кожаных, а дефицитное сукно всё чаще стали заменять хлопчатобумажной тканью3.

Введение в 1907—1909 гг. козырька и подбородного ремешка на фуражке окончательно сформировало привычный для нас облик этого военного головного убора. Носить фуражку, как бескозырку, так и снабжённую козырьком, нижними чинами русской армии было принято немного набекрень, на правую бровь, но чтобы при этом вертикальная ось кокарды совпадала с линией носа.

Офицерские фуражки имели некоторые особенности, вызванные веяниями моды. Так, перед Первой мировой войной в армии распространился обычай носить фуражки с тульями прусского образца, что отмечалось и циркуляром Главного штаба № 215 от 23 декабря 1909 года. На походных фуражках шедший по околышу подбородный ремешок нередко убирали под нижний край кокарды. С началом войны распространилась мода на «энглизированные» фуражки с обтянутым сукном козырьком. Далеко не все офицеры разделяли подобные увлечения, многие справедливо негодовали: «…нельзя же менять наш форменный костюм на Бог весть что… Сплошь и рядом не можешь отличить нашего офицера от англичанина, которым почему-то надо подражать»4. Судя по фотоматериалам, офицеры носили фуражку прямо, без заметного наклона.

Походные фуражки образцов 1907—1909 и 1914 гг. остались основным летним головным убором и в Красной армии. Правда, использовавшиеся в РККА фуражки, как правило, не имели жёсткой основы, а размер тульи был существенно меньше.

Первым самостоятельным образом следует считать утверждённую в 1924 году летнюю фуражку для всех родов войск. Её шили из льняного походно-палаточного полотна или из хлопчатобумажной походно-палаточной ткани защитного цвета, пропитанных химическим водонепроницаемым составом. Козырёк и подбородный ремешок изготовлялись из того же материала, что и фуражка. Для придания козырьку жёсткости он простёгивался несколькими параллельными строчками или прокладывался картоном. Ремешок пристёгивался к околышу двумя пуговицами близкого к защитному цвета или обтянутыми тканью. Спереди, посредине околыша, высота которого составляла 4,5 см, в сшивной шов крепился красноармейский значок-кокарда — красная пятиконечная звезда5.

Летняя фуражка образца 1924 года впоследствии претерпела ряд изменений. Наибольшего интереса заслуживают образцы 1928 и 1935 гг. Образец суконной фуражки 1928 года, установленный приказом РВС СССР № 31 от 4 февраля, оказался едва ли не единственным у нас, в котором с боков тульи были предусмотрены вентиляционные отверстия — по два с каждой стороны. А введённые с 3 декабря 1935 года приказом НКО СССР № 176 фуражки получили лакированный угловатый козырёк удлинённой формы, который иногда называют или «ворошиловским», или «козырёк лопатой». В суконной фуражке образца 1935 года частично возродилась дореволюционная традиция — околыш и выпушки стали соответствовать предписанному роду войск или службе цвету6. В дальнейшем расцветка, конечно же, изменялась, но принцип остался до конца советской власти.

Нельзя не отметить характерную черту периода 1920 — начала 1940-х годов: военнослужащие носили фуражки, особым образом заламывая у них переднюю часть тульи и козырька. Эта мода распространилась практически на весь личный состав, вне зависимости от должностного положения и воинского звания. Положение было решено исправить. «Правилами ношения формы одежды военнослужащими РККА» от 18 ноября 1932 года (приказ РВС СССР № 220) предписывалось носить фуражки прямо, без излома передней части тульи и козырька. Но, видимо, мода оказалась живуча, и данное требование пришлось повторять в новых «Правилах», утверждённых приказом НКО СССР 17 декабря 1936 года за № 2297. Однако, судя по фотоматериалам, ещё и в 1941 году отдельные военнослужащие, в основном из числа молодёжи, продолжали носить фуражку с заломленными передними частями тульи и козырька.

В фуражках образца 1935 года советские солдаты встретили Великую Отечественную войну. Впрочем, незадолго до её начала была предпринята попытка почти полностью отказаться от фуражки. Так, согласно приказу НКО СССР № 005 от 1 февраля 1941 года суконная фуражка с цветным околышем должна была остаться летним головным убором мирного времени только у командно-начальствующего состава РККА, а рядовым, младшему начсоставу срочной и сверхсрочной службы, курсантам военно-учебных заведений фуражка на мирное время заменялась суконной пилоткой. Впрочем, полностью претворить данное решение в жизнь помешала начавшаяся война8. Только младший начсостав срочной и сверхсрочной службы, курсанты военно-учебных заведений и рядовой состав органов и войск НКВД СССР сохранили фуражку в качестве летнего головного убора9.

Трудно складывались «отношения» с фуражкой и в отечественной авиации. Военнослужащим советских ВВС то вручали фуражку в качестве парадного и повседневного головного убора, то заменяли её пилоткой. Вопреки тому, что мы иной раз видим в художественных кинофильмах, фуражка никогда не была и не является и женским головным убором. Конечно, имелись исключения, но никакими правилами ношения формы одежды фуражки военнослужащим-женщинам не предусматривались. Случалось, женщины носили фуражки, но только в тех случаях, когда им полагались предметы мужского вещевого довольствия. Например, по указанию начальника Управления обозно-вещевого снабжения РККА от 22 ноября 1935 года обмундирование мужского образца полагалось курсанткам (слушательницам) военно-учебных заведений.

Отметим, что с момента установления советской власти статус фуражки стал максимальным, то есть её стали применять и как парадный головной убор, в том числе и для почётного караула. Например, прибывших в Москву в 1944 году премьер-министра Великобритании У. Черчилля и министра иностранных дел А. Идена встречал почётный караул из состава Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД имени Ф.Э. Дзержинского, одетый в шинели и фуражки. Правда, на проводах делегации почётный караул уже был в стальных шлемах10.

К началу Второй мировой войны фуражка с козырьком и круглым донышком тульи стала почти повсеместно применявшимся головным убором. Вопреки распространённому мнению такие фуражки использовали даже поляки. Конечно, основная масса польской армии к 1939 году носила фуражки с квадратным донышком тульи, которые в русском языке получили название «конфедератка». Правда, польские специалисты применяют другой термин — rogatywka. Так вот, несмотря на то, что большинство польских солдат носили конфедератки, польские лётчики, военнослужащие 1, 2 и 3-го легкоконных полков, пограничного корпуса и дивизиона морской жандармерии носили фуражки с круглым донышком тульи11.  . <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 8. М.: Кучково поле, 2010. С. 173, 177; Леонов О., Попов С., Кибовский А. Русский военный костюм. Армия Александра I: пехота, артиллерия, инженеры. М.: Фонд «Русские Витязи», 2013. С. 205—207.

2 Военная одежда русской армии. М.: Воениздат, 1994. С. 300, 301, 308, 309, 330—333; Сакович А. Кавалерийский мундир образца 1897 г. Армейские драгуны. // Цейхгауз. 2013. № 4(54). С. 35—49 и др.

3 Аранович А.В. Русский военный костюм 1907—1917: Учеб. пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С. 32—38; Клочков Д.А. Гвардейская пехота: нижние чины. М.: Фонд «Русские Витязи», 2011. С. 72—77, 117, 118 и др.

4 Клочков Д.А. Обмундирование, снаряжение и вооружение Российской императорской армии, 1914—1917 гг.; Гвардейская пехота. Офицеры и генералы. М.: Фонд «Русские Витязи», 2012. С. 87—89, 112—115, 140—151.

5 Харитонов О.В. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.). М.: МКЦ «Новикъ», 1993. С. 13, 14.

6 Там же. С. 24, 27.

7 На военнослужащих войск и органов ОГПУ — НКВД «Правила» 1932 г. были распространены приказом ОГПУ от 21 февраля 1933 г. № 35, а «Правила» 1936 г. формально для войск и органов НКВД отдельно не утверждались, но все основные положения действовали в отношении личного состава войск, а в ряде случаев — и органов госбезопасности.

8 Цыпленков К. Форма одежды — секретная… Парадное обмундирование обр. 1941 г. // Цейхгауз. 2001. № 3(15).С. 31—40.

9 Соответствующее постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1010-405/cc для данного ведомства было опубликовано 15 апреля и объявлено приказом НКВД и НКГБ СССР № 00606/00193 от 16 мая того же года. Центральный архив ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 6. Д. 1. Л. 38—46.

10 Красная звезда. 1944. № 241(5921). 10 октября. С. 1, 2.

11 Дарман П. Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 250; Stanisław Komornicki, Zygmunt Bielecki, Wanda Bigoszewska, Adam Jońca. Wojsko Polskie. 1939—1945. Barwa i Broń. Warszawa: Interpress, 1984. S. 113, 120, 121 и др.

 


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Выкройки головных уборов. Головные уборы своими руками Мастер класс в идеальном ремонте


Летняя фуражка выкройка Шьем кепку-гаврош! Выкройка, видео мастер-класс и идеи
Летняя фуражка выкройка Выкройки головных уборов - Самое интересное в блогах
Летняя фуражка выкройка Кепка восьмиклинка: выкройка для кройки и шитья Hand
Летняя фуражка выкройка Выкройки, ту, госты и прочее для пошива формы ркка
Летняя фуражка выкройка Выкройки одежды для собак, шьём сами ВКонтакте
Летняя фуражка выкройка Морская Форма Одежды ВМФ России Для Моряков и
Летняя фуражка выкройка ВЫКРОЙКА Пилотка для ряд. состава РККА 1938г



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ