Подарок в деловой жизни



Рисунок 3. Элементы культуры подарка и пути профессионализации поведения компаний относительно преподнесения подарков.


Систематически можно рассматривать следующие сферы:

Анализ деловых отношений.

Регулярный и систематический анализ деловых отношений с акцентом на следующем вопросе: принимая во внимание особенности взаимоотношений компании (например, деловых трансакций, формирование общественного мнения), какие компании, люди должны быть учтены при преподнесении подарков в следующем финансовом году.

Выбор получателей подарка.

Отбор получателей может производиться в соответствии с классами различной степени важности. Эти группы получателей регистрируются и рассматриваются как целевые группы для получения подарков.

Цели для групп- получателей подарков.

Компания дарителей должна рассмотреть цели, которых она хочет достигнуть в отношениях с каждой из групп-получателей. Должно быть зафиксировано, что должен выражать подарок и что должно быть изменено его посредством в отношениях с получателем. Здесь цели могут быть очень разнообразными, как, например, выполнение соглашения, выражение благодарности, признательности и почтения, и т.д.

Определение повода для подарка.

Для различных групп получателей определяются (порой различные) поводы для подарка. Помимо классических институализированных поводов (например, Рождество, Новый год), в расчет следует принимать и личные поводы, особенно в отношениях с важными деловыми партнерами.

Определение типа подарка и его атрибутов.

Тип подарка и его характеристики могут быть выведены из принципов принесения подарков. Здесь тип подарка определяется в зависимости от выбранной группы получателей, например, личный подарок, стандартный подарок со ссылкой или без ссылки на компанию дарителя и другие.

Выбор определенного подарка.

В процессе рассмотрения и определения целей, целевых подарок групп, повода, типа и характеристики подарка, осуществляется также и выбор, формирование конкретного подарка. Большие компании могут работать с внутренним "каталогом подарков", из которого можно выбрать наиболее подходящий вариант.

Определение процедуры преподнесения подарка и формы его презентации.

В соответствии с целями, целевой группой, поводом и самим подарком, должны быть оформлены и процесс его передачи и непосредственного преподнесения. Необходимо решить, будет ли он подарен лично или посредством какого-либо посланника, будет ли он сопровождаться какими-то устными или письменными замечаниями для пояснения цели или смысла подарка и т.д.

Учет и анализ реакции получателя.

У каждой компании- дарителя есть определенные цели. Эти цели должны быть достигнуты. Следовательно, необходимо тщательно исследовать и рассмотреть реакцию каждого получателя после преподнесения ему подарка. Это единственный путь, позволяющий проверить, было ли послание успешно донесено.

Мониторинг.

В заключение, в конце года должно быть оценена результативность и успешность деятельности компании в сфере дарения подарков. Следует оценить, стоили ли результаты вложенных денег и времени, какие подарки были особенно успешны, а какие наоборот не удались. Извлеченные из этого опыта выводы необходимо учесть в следующем году.

"Процесс планирования поведения компании относительно преподнесения подарков" определяется двумя главнейшими условиями: бюджетом, выделенным на подарки, и принципами преподнесения подарков. Бюджет подарков фиксируется ежегодно. Он высчитывается исходя из количества и степени важности получателей. В соответствии со степенью важности подарков для компании бюджет подарка может составлять от 2 до 4% рекламного бюджета компании. Принципы преподнесения подарков имеют важнейшую значимость для поддержания и развития в компании культуры подарка. Они отражают правила и возможное поведение работников в качестве дарителей и получателей. Эти правила преподнесения подарков включат в себя, например, следующие пункты:

  • Философия компании относительно преподнесения подарков
  • Формулировка целей для различных целевых групп
  • Определение результатов, которых компания не хочет достигнуть в результате подарка
  • Формулировка этических принципов для выбора подарка.
  • Определение финансовых границ при выборе подарка
  • Рекомендации относительно непосредственно преподнесения подарка и т.д.

Эти правила преподнесения подарков являются частью культуры и имиджа компании. Они предоставляют менеджерам и работникам поддержку в выборе подарка и достижении поставленных целей. Более того, они более точно представляют то, каким образом видит себя компания в отношениях с деловыми партнерами на почве преподнесения подарков.

Посредством целенаправленных и хорошо спланированных действий культуру подарка можно развить в важный инструмент коммуникации. Искусное поведение в этой сфере может повлиять на личностное положение относительно деловых партнеров, улучшить его и обеспечить безопасную основу длительных и благоприятных деловых отношений.
Как правильно делать и получать подарки

9.     Делать подарки в деловой жизни непросто, прежде всего с точки зрения их интерпретации другими людьми. Если сразу оставить за скобками те подношения, которые имеют цель подкупить служебное лицо, то остальные формы дарения могут создать атмосферу доброжелательности и доверия, стимулировать деловые связи.

В стране традиций - Японии - существует официальный порядок обязательного обмена подарками при заключении сделок. Он называется осейбо и сохранился с незапамятных времен до наших дней. Его сумма исчисляется сотнями миллионов долларов ежегодно, а предметы дарения традиционны и представляют собой продукты, такие как чай, кофе, масло, морепродукты.

В западных странах `институт` дарения не закреплен в установившихся формах, но имеет широкое распространение. Повод для дарения может быть любым. Однако во многих компаниях по разным причинам негативно относятся к тем или иным подаркам, особенно от клиентов или фирм, связанных с данной компанией. Некоторые компании административными мерами запрещают дарение.
Так, разумеется, дело обстоит далеко не везде. В деловой обстановке часто обмениваются подарками. `Спектр` предметов весьма широк: ручки, карандаши, фрукты, шоколад, билеты на спортивные состязания, книги, приданое для новорожденного, услуги, как-то: консультации, обучение, предоставление информации. Подарком может быть и взнос в какой-нибудь благотворительный фонд.

Чтобы подносимые подарки не `тянули` на взятку, используется простой и надежный способ - делать сравнительно недорогие подарки. По западным меркам, подарок должен стоить от 10 до 25 долларов (не более 50). Исключение составляют подарки, которые делают высшие должностные лица. В Соединенных Штатах правительственным служащим на расходы на деловые подарки выделяется максимум $ 25. Президенту страны запрещено принимать любые подарки стоимостью свыше 100 $.
Такие принципы по существу превращают подарок в символ или знак доброго отношения людей друг к другу и не позволяют их использовать для подкупа или шантажа должностных лиц.
В США существует определенный `тариф`, регламентирующий стоимость деловых подарков. Разумеется, это не жесткие правила.

Подарки младших служащих или менеджеров среднего звена своим клиентам должны стоить 10 - 25 долларов.
Подарки от менеджеров среднего и высшего уровня - 25 - 50 долларов.
Подарки от старших служащих наиболее высокопоставленным клиентам 50 - 100 долларов.
Подарки стоимостью свыше 100 долларов делаются только в наиболее важных случаях.

Повод для вручения подарка. Вторая сторона процесса дарения - наличие соответствующего повода для вручения подарка. Чтобы сделать подарок, надо иметь законное и очевидное для всех основание, и, кроме того, находиться с человеком, которому дарите (или который дарит вам) в хороших отношениях. Не следует посылать подарков тому, с кем вы ведете переговоры о сделке, поскольку это может быть воспринято как попытка повлиять на исход дела.

Цель делового подарка -демонстрация своих добрых намерений стимулировать рекламу и сбыт продукции или услуг. Отмечая подарком какой-либо случай или событие, вы тем самым показываете свою заинтересованность в другом человеке. Это, безусловно, запомнится.
Кроме упомянутых поводов для преподнесения подарков (т.е. демонстрации доброй воли и рекламы), может быть масса конкретных предлогов и поводов для дарения подарков вашим коллегам, клиентам, покупателям и т.д.

Подарки можно делать при поздравлении с
рождением ребенка;
вступлением в брак;
получением награды либо премии;
повышением оклада и должности;
публикацией в газете или журнале;
выступлением по телевидению;
новым местом работы, открытием нового магазина;
получением ученой степени;
крупным достижением в любой сфере (продажей 1000-го автомобиля, выпуском миллионной книги, продажей первой картины и т.п.).

Подарки по случаю
ухода на пенсию;
особых дней рождения: совершеннолетие, 30-, 40-, 50-, 75-летие;
годовщины свадьбы: каждые пять лет до 30-летия брака, затем 40-, 50-, 60-летие;
круглых дат в трудовой деятельности;
приобретения нового дома.

Подарки в знак благодарности
за сверхурочную работу, выполненную в неудобное для человека время (в том числе начальника - подчиненным);
за выполнение срочной работы по вашему заданию;
за бескорыстную добровольную помощь;
за приглашение на деловой завтрак, обед, ужин или иное мероприятие.

Подарки в знак извинения
за недоразумения;
за нанесенную человеку обиду;
в случае, если вы не пришли на какое-либо важное мероприятие, куда вас пригласили.

Теперь перейдем к конкретным рекомендациям по `механизму` дарения подарков.
Общие положения
Если вы дарите цветы, имейте в виду, что на дом посылают свежесрезанные цветы, а на работу - аранжированные.
Подарки не должны носить личного характера. Записные книжки, хорошая ручка и т.п. - отличный деловой подарок.
Спиртное не считается хорошим подарком, хотя допустимо, если вы точно знаете вкус человека.
Подарки должны быть красиво упакованы. Сам ритуал дарения не менее важен, чем подарок.
Вы можете использовать в качестве сопроводительной открытки свою визитную карточку. Напишите на ней дружеские слова и вложите в конверт.
Если есть возможность, вручайте подарки лично.
Лучший подарок для работников фирмы или организации - премия. Как дарить клиентам
Подарки необходимо выбирать тщательно, показывая свой вкус.
Общие подарки должны свидетельствовать о престиже фирмы.
Подарок должен быть тем или иным образом связан с продукцией фирмы или организации, ее услугами или областью деятельности.
На подарке или сопроводительной открытке, написанной от руки, должны стоять реквизиты фирмы, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Как дарить подчиненным
Когда ваши сотрудники успешно потрудились над каким-либо проектом, благодарность можно выразить в форме совместного ленча или шоколадных конфет. Докладывая начальству о проделанной работе, хорошо отзовитесь о работе своих людей. Это будет лучший подарок.
На Рождество или Новый год отметьте тех своих коллег, которые работают с вами длительное время. Подарки должны сопровождаться персональными записками.
Если ваш сотрудник женится, ему можно послать поздравление.
Не посылайте подарок, если вы не приглашены на свадьбу. Пошлите открытку с выражением симпатии.
С днем рождения поздравляйте на словах. Подарки и тому подобное - прерогатива светского этикета и не обязательны в бизнесе (если, конечно, у вас не крохотная фирмочка с `семейной` атмосферой).
Особо отличившихся сотрудников можно отметить в письменной форме. Подарки своему начальнику
Никто из подчиненных не обязан делать подарки начальству. Поэтому главная заповедь - `Не дарите подарков!`.
Если коллектив вашей организации желает `в складчину` купить подарок своему руководителю, это необходимо обсудить.
Секретарь может сделать подарок своему патрону, но он должен быть скромным и носить деловой характер.

Принимая подарок
Всегда благодарите.
Всегда принимайте с выражением удовольствия, даже если такая вещь у вас уже есть или она вам вовсе не нужна.
Получив подарок от поставщика или клиента, поделитесь им со своими коллегами или подчиненными (если возможно).
Возможно, подарок по тем или иным причинам не устраивает вас - он либо очень дорогой, либо совсем неподходящий (ракетка для тенниса, в который вы никогда не играете). В таком случае допустимо вернуть подарок.
Если вы не можете принять подарок, сразу верните его с короткой запиской примерно такого содержания: `Считаю невозможным для себя принять ваш подарок и потому возвращаю его вам`. Сохраните копию этой записки. С дарителем этот вопрос больше не обсуждайте.

Список использованной литературы

1.     Махлина Екатерина «Деловой этикет».Москва 1999 г.

2.     Эрнеста Сатоу “Руководство по дипломатической практике”,Н.Новгород 2002 г.

3.     А. Логинова ''Управление персоналом'' №1, 2000



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сувениры и подарки в деловой сфере: что, кому, когда и как дарить Вышивка новогодних игрушек на елку


Подарок в деловой жизни ПОДАРКЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ : С древнейших ритуалов обмен дарами
Подарок в деловой жизни Цель подарка в деловой жизни реферат
Подарок в деловой жизни Деловые подарки Этикет и Вежливость
Подарок в деловой жизни Подарки в деловой жизни - страница 2
Подарок в деловой жизни Деловой подарок: правила этикета
Подарок в деловой жизни Сувениры в деловой сфере
Подарок в деловой жизни Cached
Подарок в деловой жизни Блэк, Шейн Википедия
Подарок в деловой жизни Бюгельный протез: что это, фото, виды